воронежская область новоусманский район Официальный сайт администрации Отрадненского сельского поселения
Отрадненское сельское поселение Новоусманского муниципального района Воронежской области

Про войну, в память об отце

09.05.2018

Чипков Владимир Васильевич (1922-1987 гг.). Директор учхоза "Отрадное". Прошел боевой путь с 1942 года до Победы в качестве летчика-штурмовика-гвардейца на самолете ИЛ-2, изготовленном на Воронежском авиационном заводе.

 

Паринова Л.В., профессор, д.т.н.,

зав. кафедрой «Связи с общественностью и педагогики»

 

«Владимир Васильевич Чипков родился в 1922 году в городе Алатыре. В период учебы в лесотехническом техникуме окончил аэроклуб. В 1940 году был призван в Красную Армию и зачислен в военную школу пилотов. В Великой Отечественной войне участвовал с 1942 года, воевал в составе 95-го гвардейского штурмового авиаполка 5-й гвардейской штурмовой авиадивизии на Юго-Западном и 1-м Украинском фронтах. Совершил 131 боевой вылет. Был трижды ранен. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и 10 медалями.

 

Спустя всего лишь два месяца после начала своей боевой деятельности, в декабре 1942 года сержант В.В.Чипков оказался в числе тех, кому предстояло внести существенную поправку в приказ Гитлера о создании воздушных мостов, по которым должны были поступать к фашистам боеприпасы и продовольствие. Предполагалось нанести удар по скоплению противника в районе аэродрома Морозовского. Ведущим группы подавления зенитного огня был назначен Владимир Чипков.

 

На следующий день группа сержанта Чипкова успешно выполнила боевое задание. Однако самолету Чипкова не суждено было вернуться на свой аэродром. В ту минуту, когда он повернул в обратный путь, в мотор попал вражеский снаряд. Сделав вынужденную посадку, Владимир Чипков и его воздушный стрелок Константин Запорощенко выбежали из самолета. Неожиданно в нескольких метрах от самолета возникла фигура немецкого солдата с автоматом наперевес. Прицелились одновременно, но выстрел из пистолета на несколько секунд опередил автоматную очередь. Фашист упал. Так произошла первая схватка с врагом на земле. Как только стемнело, летчики отправились в путь.

 

По дороге они встретили местных женщин. Они дали летчикам хлеба и сала и рассказали, что в их селе всего шесть немцев, так как оно объявлено карантинным.

 

В первой же избе их накормили, они отогрелись и легли спать. Утром узнали, что немцы напали на их след. Чипков и Запорощенко немедленно покинули село, но летчиков заметили из немецких дотов.

 

26 декабря 1942 года четырех связанных летчиков в окружении двадцати конвоиров перевели в лагерь военнопленных, находившийся на окраине города. «Надо бежать. И как можно быстрее», — решил Владимир Чипков.

 

Прежде всего, необходимо было создать группу, своеобразный штаб. Четверо уже было: летчики. А остальные? Лежа в конюшне, где разместили пленных, Чипков беседовал то с одним, то с другим. В оперативную группу вошли одиннадцать человек. И каждый получил задание. Один должен был выяснить обстановку, другой – позаботиться о каком-нибудь холодном оружии, третий – отвечал за то, чтобы хлеб, который передавали пленным женщины, попадал к самым слабым. На долю В.Чипкова, который был выбран старшим группы по организации побега, выпало самое трудное – установить контакт с одним из охранников. Такая возможность вскоре представилась. Чипков познакомился с кучером, работавшим в немецкой охране, который оказался его земляком. Этим же вечером кучер пришел в конюшню, где в навозе, в сырости разместились шестьсот военнопленных. Он принес деталь от трактора, которая должна была сыграть роль холодного оружия.

 

— В четыре часа утра я буду охранять главные ворота конюшни, — сказал он.

 

Ночью никто не спал. Все напряженно ждали указанного часа. И вот он настал. Группа по организации побега направилась к главным воротам конюшни. За ней – остальные пленные.

 

Все было, как условились. Главные ворота оказались открытыми. Правда, второй часовой оказал сопротивление. Тут в ход пришлось пустить деталь от трактора.

 

В темную непроглядную ночь 31 декабря 1942 года 216 военнопленных покинули лагерь…

 

На этом военная служба В.В.Чипкова не окончилась. Бывший командир 95-го гвардейского штурмового авиаполка Герой Советского Союза полковник запаса П.Ф.Федотов рассказывал:

 

Владимир Васильевич выделялся среди других молодых летчиков мастерством пилотажа, умением быстро и точно принимать решения в самых трудных ситуациях воздушного боя. Группа из десяти штурмовиков под прикрытием восьми «лавочкиных» 15 июля 1944 года нанесла удар по отходившей вражеской колонне автомашин и артиллерии. В этой группе был и капитан Чипков. Зенитные батареи, прикрывавшие колонну войск, были подавлены огнем штурмовиков. В течение десяти минут мы непрерывно атаковали колонну, противнику нанесли большой урон. Штурмовики, ведомые капитаном Чипковым, умело воспользовались внезапностью выхода на цель, без потерь вернулись на свой аэродром.

 

На следующий день Владимир Васильевич был ведущим восьми «ИЛов». Его группа в сопровождении четырех истребителей произвела бомбово-штурмовой удар по железнодорожному составу, где происходила выгрузка танков и автомашин. Атака выполнялась с пикирования с высоты 600 метров и до бреющего полета. Было выведено из строя три танка и три автомашины. Наши летчики подавили противовоздушную оборону противника.

 

Примечательным был удар пары штурмовиков-«охотников» по железнодорожному эшелону на станции Ясенец, нанесенный 23 октября 1944 года. Ведущим пары был капитан Чипков, ведомым – лейтенант Моисеев. Метеоусловия в этот день были довольно сложные: облачность, плохая видимость. Но ребята отлично справились с этим заданием. Вот ведущий заметил цель.

 

В это время зенитная артиллерия открыла огонь по самолетам. Капитан Чипков приказал ведомому подавить зенитную артиллерию, а сам атаковал эшелон противотанковыми бомбами. Эшелон, груженный снарядами и артиллерийскими орудиями, был взорван.

 

Капитан Чипков отличился и 18 апреля 1945 года при нанесении удара по танкам и артиллерии противника в районе Гросс-Оснинг. Он действовал тогда в группе Героя Советского Союза майора Кочмарева. После их меткого штурмового удара горели танки и автомашины врага. Успешные действия наших летчиков подтвердил командующий 3-й гвардейской танковой армией генерал-полковник П.С.Рыбалко, который «за отличные боевые действия…» объявил летчикам благодарность.

 

О мужестве, храбрости и летном мастерстве летчика-штурмовика Владимира Васильевича Чипкова подробно рассказано в боевой характеристике, подписанной 16 августа 1944 года командиром 95-го гвардейского штурмового авиаполка. Вот некоторые строки из этого документа:

 

«… В Отечественной войне с 22.10.42г. за это время лично совершил 102 успешных боевых вылета на штурмовку и бомбардировку техники и живой силы противника под Сталинградом, в районе среднего течения Дона, на Белгородском направлении, при освобождении Донбасса, Запорожья, Никополя, Апостолова, Николаева, Одессы, Тирасполя, Владимира-Волынского и Равы Русской. Хорошо подготовлен в штурманском отношении и технике пилотирования, аварий и поломок не имеет. На боевые задания летает с большим желанием, цель штурмует отлично, над целью проявляет смелость и отвагу, нанося большой ущерб в технике и живой силе противнику. С марта 1944 года тов. Чипков исполняет обязанности командира авиаэскадрильи… Правильно нацеливает личный состав на выполнение боевых заданий, поставленных перед эскадрильей. С 1 января 1944 г. его эскадрилья произвела 500 успешных боевых вылетов. На самые ответственные цели тов. Чипков летает сам. Хорошо освоил управление группой в бою. Как боевой летчик и ведущий групп, он в бою действует смело, решительно и решения принимает правильные в соответствии с воздушной обстановкой…»


В п. Отрадное работал в должности директора опытно-производственного хозяйства, внес весомый вклад в развитие производственной и социальной инфраструктуры хозяйства, за что имел высокие правительственные награды. В частности, в 1971 году он был награжден Орденом Октябрьской Революции, который по своему статусу следует за Орденом Ленина. 

Речь идет о таких жизненно важных для поселения объектах, как средняя школа и жилье для учителей, амбулатория, водонапорная башня и водопроводные сети, газификация центральной усадьбы с использованием сжиженного газа (впервые в области), котельная, большой объем жилищного строительства.

 

Информация подготовлена по материалам Краеведческого музея п. Отрадное и Комплексной волонтерской  программы Воронежского государственного технического университета под названием «Чтобы помнили».